Previous Entry Share Next Entry
Почему Hyperloop сосёт
Ellen Feiss Mac Apple
liilliil
Я не люблю Маска. По моему мнению, это человек, который всё, что можно, делает через жопу. Взять хотя бы эквилибристический трюк с посадкой первой ступени Falcon. Хомячки текут как сучка перед вязкой «Она села, уии! А наши с попами… (далее бессвязанная хуйня как обычно)». При этом только забываются элементарные вещи: посадочные ноги Фолкона весят три тонны. Плюс полторы тонны топлива расходуется на торможение и посадку. Это всё могло бы быть полезной нагрузкой! Альтернатива? Она давно известна: парашют! Твердотопливные ускорители Шаттла именно так и садились. Сравним?



 
Общая масса
Посадочное устройство
Масса П.У.
ТТУ Шаттл
590 тонн
Парашюты
540 кг
Falcon 9
506 тонн
ЖРД + ноги
1.5 + 3 тонны


Ну и вишенка на торте: сколько первых ступеней Сокола была повторно использовано? Ответ: нуль!

Ну а теперь про другого любимца хомячков: Hyperloop. Концепт вакуумного транспорта в магнитном подвесе впервые был реализован 100 лет назад профессором Вейнбергом в Томске, Российская империя. Это был индивидуальный транспорт на одного человека. Именно так и должен реализовываться ваккумный транспорт: один человек в любой удобный ему момент садится в капсулу в точке А, прямо у себя дома, и говорит, что желает оказаться в точке Б ("к тещё на блины") через короткий промежуток времени. Система сама просчитывает оптимальный маршрут движения, разветвления пути, учитывает загрузку сети и доставляет тело к финишу, снимая деньги с его счёта.

Разумеется, в технологиях столетней давности, сделать это было бы проблематично, хотя и возможно. Сейчас таких проблем нет вообще: микропроцессоры всё быстро обсчитают и выполнят. Просто ляг и расслабься. Никаких автомобилей, никаких знаков, никаких пробок, никаких баранов за рулём, никто не подрезает… ЛЯГ И РАССЛАБЬСЯ, ГОВОРЮ! И пей свою кайпиринью, можно! Плюс можно отправлять и грузы, скажем пока-пока героическим дальнобоям! Ноль углеродной эмиссии!

Стоимость прокладки труб сопоставима с прокладкой водопровода или того же шоссе. Но по сравнению с обычной дорогой есть очень важный нюанс: поскольку капсулы с пассажирами и грузом находятся в вакууме и в магнитном подвесе, отсутствует контакт со стенками труб. А раз нет контакта, то нет и износа! Не надо каждый год латать асфальт, дорога получается практически вечная!

Именно такой концепт был предложен сто лет назад, пока на арене не появился снова жопорукий Маск и не начал делать всё по-своему. Индивидуальный транспорт? Хуй там, садитесь в поезд! Надо будет дождаться ещё сотню-другую баранов, которым с вами будет по пути. Поездка будет только от вокзала до вокзала, далее своим ходом.

Потенциально вакуумный транспорт мог бы стать веской причиной для деурбанизации: людям не обязательно теперь жить в загазованных городах, если разница в пути между городом и сабурбией составляет каких-нибудь 15 минут. Жильё и офисы таким образом не обязательно располагать внутри Садового кольца. Но этого точно не случится с гиперлупом: этот транспорт только для связи мегаполис-мегаполис. И, кажется, там не предусмотрены стрелки и ответвления. Только прямо.

Вторым родовым проклятием гиперлупа является желание Маска схалявить на глубоком вакууме. Во-первых это снижает пропускную способность всей системы: за проехавшим поездом создаются флуктуации, которые будут успокаиваться около минуты, то есть следующий поезд ранее, чем через минуту, запустить не удастся.

Третее родовое проклятие имеет ту же природу: поезд гиперлупа массой несколько тонн опирается на воздушную подушку, то есть сильно сжатый воздух взаимодействует со стенками тоннеля, вызывая их износ. Он не так уж велик, но он есть.

Глубокий вакуум и только он — путь к светлому будущему. Он дорог, но есть дешёвое решение, следующее как раз из того же гиперлупа.

Тем временем где-то в российских ебенях, где-то в уссурийской тайге, там где раньше тигры срали, собираются строить гиперлуп.

  • 1
а мне идея гиперлупа нравится. Более того, когда-то я сам ее придумал, ну как альтернативу самолетам для людей, которые бояться летать. Таких набралось бы на один поезд в сутки на маршруте Москва - Пекин, например. Единственно, что смущает - это вакуум внутри трубы, неважно, глубокий или неглубокий. Ведь обязательно когда-нибудь произойдет разгерметизация капсулы, и в пункт назначения приедут сто задохнувшихся трупов.

А вот и ещё одна причина: в гиперлупе на этот счёт ничего не предусмотрено, труба ровная и прямая, а в классическом вактрейне есть около минуты для автоматической аварийной остановки, что более, чем достаточно. Хотя, надо признать, разгерметизация - слишком малореальный сценарий

вы меня успокоили :)

слишком малореальный сценарий

Это смотря где. В Москве - да. А на Кавказе регистрируется около полутора тысяч землетрясений в год, из них 5-6 достаточно мощных. Нафига строить транспортное средство, которое можно применять только в середине литосферной плиты, и нигде больше? Да и в Москве землетрясение не так давно было. Литосферная плита и расколоться может...

А, и ещё, - строителей, которые сваями поезда глушат, уже изничтожили как класс?

Против строителей можно и нужно предусмотреть сигнализацию. Землетрясение, конечно, серьёзная проблема, но обычно перед первым толчком следуют небольшие толчки, около минуты за, зарегистрировав которые, можно успеть остановить, в случае вактрейна, транспорт. Как тормозить гиперлуп - большой вопрос

Ещё раз. Я жил в регионе, в котором небольшие землетрясения регистрировались пять-шесть раз в сутки. Сколько часов будет в таких условиях работать вактрейн? А если учесть, что перерыв между небольшим землетрясением и главным ударом может составлять несколько часов, - может, ну его нафиг, этот вактрейн? Гиперлуп можно затормозить тормозными реактивными двигателями. Главная проблема не в том, что пассажиры пострадают, - это-то фигня, раз уж произошло серьёзное землетрясение, то сотней больше, сотней меньше, - неважно, - а в разгерметизации всей системы.

И меня смущает слово "обычно". Да, обычно бывают предварительные толчки. Но я могу привести десяток примеров разрушительных землетрясений, в которых предварительных толчков не было. 1994 Mindoro earthquake - 7.1 балла, цунами, оползни и обвалы, 78 погибших, но никаких предварительных толчков.

В Японии метро и тоннели регулярно подвергаются сейсмическим воздействиям. Я ничего не слышал про жертвы

А они там вакуумом наполнены? Или всё-таки нет?

В любом случае толчки под землёй в силу особой магии гномиков и белоснежек в разы ниже, чем на поверхности

Это смотря какие. Если есть сдвиг пластов, то он и на поверхности, и в глубине одинаковый.

Насчёт парашютов ЗелёныйКот уже давно всё рассказал и подсчитал. В целом, невозможно на парашютах тонкостенную трубу опустить достаточно плавно, чтобы её потом использовать снова. При десантировании автомобилей с парашютами дофига машин ломают оси. Поэтому - да, реактивный двигатель. Всё логично. И вдобавок отработка технологии мягкой посадки, применимой потом для любой планеты и любых условий, только параметры в уравнениях подставляй подходящие.

Сели только три ступени. Будет хотя бы десяток - начнутся повторные запуски.

И я вовсе не уверен в способности в современных условиях создать разветвлённую систему с глубоким вакуумом. Сколько соединений герметизировать, сколько шлюзов ставить! А если землетрясение будет? При землетрясении всегда возникают пожары, потому что рвутся газовые трубы; что при этом произойдёт с разветвлённой сетью широченных труб, наполненных отборным вакуумом? Кстати, а что насчёт защиты? Это ж какой простор для террориста! Ящика удобрений из хозмага хватит, чтобы вывести из строя целую транспортную сеть! Так что - да, только массовый транспорт, вокзалы хоть как-то защитить можно. И да, никакого вакуума, слишком дорого и технологически недопустимо.

В общем, мечтать, конечно, можно, но реалистам живётся лучше.

Я не знаю, кто такой зеленыйкот, но я знаю, что технология парашюта успешно работала на Шаттле. Не забывай, что ракета садится в океан, который смягчает посадку. Кроме того, при взлёте перегрузки достигают 4g, которые "тонкостенная труба", будучи заполнена топливом, как ни странно, держит.

На других планетах, например на Луне, нет атмосферы, поэтому парашют там невозможен.

Сели три ступени, а пять не сели. И ещё из трёх "севших" две не годятся для повторного использования.

Объём ящика удобрений vs объём всех труб? Террорист взорвёт только сам себя + возможно несколько следующих за ним капсул, если дистанция будет меньше, чем безопасная для торможения. Всё

zelenyikot, работник космической компании "Даурия Аэроспейс", популяризатор науки. О парашютах и о том, почему они бесполезны, писал здесь.

Террористу необязательно взрывать себя. Он припаркуется у трубы вактрейна снаружи, отойдёт подальше, взорвёт ящик азотной селитры, нарушит герметизацию системы и парализует её, по крайней мере, в пределах ближайших шлюзов.

SpaceX уже сейчас, при помощи ракетных двигателей и неизрасходованного топлива добился мягкости приводнения, которое может конкурировать с парашютами.

Семь потерянных ступеней — охуенная конкуренция!

При этом на старте горючего заливать приходится на 15-20% больше, зато нет никакой мороки с парашютами.

Действительно морока: уложить и за верёвочку потянуть. Хороший специалист, чоужтам

Ммм… И много террористов взорвало водопровод, например, уложенный на глубине 1-3 м?

Семь потерянных ступеней для мультимиллиардера... Да кто их считает! Маск ведь играет со своими игрушками на свои деньги. Если люди разбивают "Бугатти Вейрон" прикола ради, то почему бы Маску не грохнуть ракету?

Действительно морока: уложить и за верёвочку потянуть.

Парашюты надо сшить, проверить, уложить, затем прикрепить к ракете, убедиться, что от вибрации и перепада температур ничего не испортится. Между "уложить" и "прикрепить" их надо хранить в помещении с контролируемыми температурой и влажностью. Затем вывести этот груз на орбиту. Затем выбросить парашюты во время снижения на нужной высоте с помощью специальной аппаратуры. Затем ожидать приводнения с точностью "на кого Бог пошлёт", и вытаскивать горячую ракету из холодной воды. И это ещё если все парашюты сработают, потому что могут и не сработать, как убедительно показала катастрофа космического корабля Genesis в 2004-м. А если толчок при парашютном приводнении будет больше запланированного, тогда ракета идёт на свалку. Маск ведь не всегда ракеты в океан сажать будет, он строит космодром в Техасе, чтобы запускать корабли из Калифорнии.

Тогда как того же самого эффекта мягкой посадки можно достичь с ракетными двигателями, всё отличие от одноразовой ракеты при этом будет - посадочные ноги и дополнительный софт.

Да срать на ракету. Главное движки спасти, для этого ракету можно носом вниз ронять. Отказы парашютов бывают, но настолько мало, что…

Маск хочет полностью ступень сохранить. Его право.

Отказы парашютов бывают, но настолько мало, что…

Я насчитал три за без малого две минуты :)

Мой раскрылся, слава Богу, больше прыгать не хочу )

У меня тоже раскрывался :) Я десять раз прыгал, в армии ещё. Но адреналин - да, выделялся вовсю :)

Технология парашютов не работала успешно - ускорители падали в воду и бились так сильно, что их приходилось разбирать на запчасти. Да и в стоимости запуска они не играли большой роли - основная приходилась именно на шаттл. И да, парашюты Маск тоже пробовал, но получалась только груда металлолома. Если вы покажете, как можно приземлять со 100 км ступень на парашютах целой, вас как минимум позовут в любой космическую компанию на должность директорам. Пока же этого не удалось никому.

Edited at 2016-06-21 07:39 pm (UTC)

Так же, как приземляют Союз с 400 км

Вы разницу между космическим кораблём (одноразовым) и ракетой понимаете?

Нет, конечно, я и этот значок спиздил

Я уже понял, что не понимаете.

По ссылочке сходи, ага? У меня диплом инженера по ракетным двигателям. Расскажи мне, как летают ракеты, с интересом послушаю.

Даже без высшего образования, располагая только курсом средней школы, можно понять, что речь в обоих случаях идёт о физических телах, начальная скорость первого равна 8 км/с, а начальную скорость второго можно принять за нуль

  • 1
?

Log in